Где таятся подводные камни

Часто, хотелось бы надеяться, что в силу непонимания, под видом "Борьбы с наркоманией" идёт самое настоящая реклама и пропаганда наркомании и всех ее видов, навязывание поведения, и эффективная форма подталкивания человека на греховный путь - допущение мысли о грехе в своё сознание.

Считаем необходимым довести до сведения руководителей государственных и общеобразовательных учреждений следующее:

Во-первых, комплексные мероприятия, включающие ученические конференции, круглые столы, правовые линейки, оформление стендов, просмотр видеосюжетов о наркоманах, встречи с ними, деловые и ролевые игры, где дети играют роли больных наркозависимостью людей, тренинги и др. широко информируют о внутренних, глубоких проблемах наркомании, освещая её с разных сторон, и, следовательно, привлекая к ней интерес. Интерес является формой познавательной потребности, обеспечивающей направленность личности на заинтересовавшую ее область.

Очевидно, что формировать у ребенка познавательную потребность в области наркомании - преступно и недопустимо, потому как если потребность опредмечивается, т.е. называется, обсуждается, проигрывается, то она превращается в мотив.

Тем самым происходит самое страшное - мотивирование ребенка на то, чтобы попробовать на себе действие наркотика. Отсюда следует, что от информации до реализации один шаг.

Во-вторых, при муссированном восприятии фильмов, фотографий, картинок, плакатов, вербального материала и др. у детей разрушается естественный психологический барьер перед опасностью. Она деформируется в нечто естественное, вполне приемлемое, не такое ужасающе страшное, как при первом восприятии. У человека понижается порог чувствительности, происходит своеобразная адаптация.

Еще более опасно, что в рамках антинаркотических программ детям дают информацию о названиях наркотиков, о специфике их влияния на организм, о местах произрастания растений, имеющих наркотические свойства, о том, как их лучше использовать и о том, что такое наркотический "кайф", а также закон дозы.

Ремарка - любое применение внутрь любого наркотика (в том числе табака и алкоголя) с не медицинской целью является наркотическим отравлением разной степени тяжести. Наркоман умирает от отравления наркотиком. Термин передозировка применим только при несоблюдении правил приёма лекарственных препаратов, назначаемым врачом. Для наркомана нет врачебной дозы, поэтому нет передозировки, есть лишь отравление,
приводящее к смерти.

Уточнение - ребенку абсолютно не надо знать, какие бывают наркотики, чем они отличаются друг от друга, тем более об ощущениях и мыслях наркомана, его похождениях. Подобные сведения могут только спровоцировать употребление наркотиков, опять-таки вызвав совершенно естественное любопытство и интерес. Недопустимы ролевые игры, в которых ребенку предлагают изобразить чувство эйфории при приеме различных психоактивных веществ.

В противном случае цели таких занятий могут трактоваться следующим образом: погрузить детей в моделируемую ситуацию, приблизить их эмоциональное состояние к реальной, дать "почувствовать все на себе"? Тем самым, манипулируя детским сознанием, внушить возможность разрушительного поведения. А положительные эмоции, сопровождающие игры, закрепляют в подсознании ребенка "свои прелести" - доминанты такого поведения.

Особое беспокойство вызывают установки, содержащиеся в текстах листовок и докладов, доводимых до сведения подростков, например:

"причин употреблять наркотики гораздо больше, чем не употреблять их";
"мир всегда был, есть и будет переполнен наркотиками, с этим ничего не поделаешь".

Эта информация, как правило, воспринимается не критично, но как истина, в последней инстанции. Словесная конструкция "ничего не поделаешь" отмечает очевидность и бесспорность факта употребления наркотиков. А ролевые игры "Марионетка" и "Дискриминации" оправдывают безволие и слабохарактерность, формируют позицию терпимости, снисходительности и принятия асоциальных личностей. Установки тем и опасны, что однажды усвоенные, они являются готовностью к определенным действиям, обеспечивают их целенаправленный характер.

Настроимся на позитивные установки, на утверждение преимуществ трезвой, здоровой жизни, на её безальтернативность, поскольку альтернатива жизни - только смерть.

RU/KZ