Какой опыт есть у родителя, не обремененного педагогическим образованием? Только тот, который он вынес из собственной семьи, от мамы с папой. Кстати, этот опыт порой бывает гораздо ценнее заумных педагогических книжек, хотя, их читать время от времени тоже нужно.
Вот пришел ребенок в эту жизнь, маленький и беспомощный, с единственной надеждой на своих родителей, которые должны научить его тому, что можно, а что нельзя. Он постепенно приучается понимать правила существования в мире взрослых. Но пока это понимание придет, дети отстоят в углах, услышат ругань в свой адрес, будут лишены мороженого, похода в кино или компьютера, многим достанется по области ниже пояса.
При этом мы все в душе понимаем, что так делать нельзя, но, тем не менее, наказание, как метод воспитания, применяется во многих семьях. Методы наказания, которые изобрела неутомимая родительская душа за многие годы, довольно разнообразны:
Словесные.
Наказание трудом или физическими нагрузками
Лишение удовольствий.
Бойкот.
Физическое наказание.
Каждый метод изощренно и по-разному приводит к озлоблению детей, нарушает их психику. Последствия предсказуемы – ребенок начинает приспосабливаться, хитрить, чтобы вызвать благосклонность родителей либо отдаляется и в будущем примет эту модель поведения как допустимую.
Можно ли воспитывать детей, не прибегая к наказаниям? Даже у педагогической науки нет единого мнения по этому поводу, потому что в опыте многих поколений никогда такое не практиковалось. Значит, наказания неизбежны?
Педагогическая наука предлагает два пути решения проблемы. Один предполагает сведение количества наказаний до минимума, другой - соблюдение простых человеческих правил. Какой бы путь вы не выбрали количество наказаний уменьшится автоматически,если вы будете любить своего ребенка за то, что он просто у нас есть, это его успокоит и направит его энергию в мирное русло.
Когда в следующий раз вам захочется наказать свое нерадивое чадо вспомните свое детство. Как обидно было вам когда вас наказывали за то, что вы пришли с улицы мокрыми и грязными. А ведь так здорово было бегать по лужам и валяться в снегу - вы всего лишь гуляли. Или вы сломали новую игрушки, а вас за это в угол. А ведь как узнать что там внутри не разобрав ее. Вспомните себя и подумайте, что послужило причиной его проступка. Если это сделано из интереса, то наверное лучше помочь ребенку отремонтировать сломанную вещь, пусть даже ей в будущем и нельзя будет пользоваться.
Еще один совет, всегда контролируйте собственное поведение и помните ребенок это губка, которая впитывает все, что вы говорите и делаете.
Исключить наказания из жизни ребенка можно, включив предусмотрительность. Смоделируйте другую ситуацию и замените негативное действие на интересное и увлекательное. Например, если ребенок берет в руки молоток, планируя приколотить то, что приколачивать категорически нельзя, предложите ему смастерить домик для кошки под руководством папы.
Не забывайте и о поощрениях, необязательно только материальных. Иногда доброе слово и ласковое прикосновение значат гораздо больше.
Какой путь воспитания выбрать, вы решаете сами. А может быть, это будет синтез двух вариантов на фундаменте любви, подкрепленном уверенностью в собственных силах, выдержке и терпении?
Независимо от того, являются родители сторонниками наказаний или нет, существует один универсальный метод в воспитательном процессе: стремление родителей сделать собственное поведение положительным примером для своих детей. Формирование личности, характера, направленности на определенные действия и поступки зависят от того, что дети видят в семье. Это их ориентир в жизни. В спокойной, доброжелательной семейной атмосфере формируется позитивная модель поведения, тогда и наказания не понадобятся.