Новая концепция управления

Новая концепция потребовала пересмотра всех элементов системы управления, главное место среди которых занимают принципы и функции управления. Формулируя их применительно к новым услови­ям, П. Друкер обращает внимание прежде всего на человеческий или социальный аспект управления. Он подчеркивает, что менеджмент:

- направлен на человека, на то, чтобы сделать людей способными к эффективной совместной работе:

- неотделим от культуры;

- должен формулировать простые и четкие задачи, на решение которых направляет усилия организация;

- имеет важнейшими задачами подготовку и развитие работников;

- формирует коммуникационные связи между людьми и определяет индивидуальную ответственность каждого работника в организа­ции;

- предусматривает, что оценка работы менеджеров не может огра­ничиваться только производственными показателями, она должна быть многосторонней.

Что касается систем управления, то в новых условиях наибольшее развитие получили два типа:

- управление на основе предвидения изменений;

- управление на основе гибких, экстренных решений.

Новую рыночную концепцию управления в связи с новизной и не­обычностью взглядов в американской литературе называют "тихой уп­равленческой революцией".

Таким образом, развитие экономики рыночно-предпринимательского типа вызвала волну реформ в управлении как самой экономикой, так и ее важнейшим элементом — производством. Это способствует разруше­нию традиционно сложившегося единства системы управления эконо­микой и особенно ее основного звена — предприятия. Проведенный ана­лиз показал, что трудности реформирования управления, сопряженные с рядом кризисных явлений, обусловлены несоответствием сложившейся структуры системы управления экономическому механизму хозяйство­вания. Отсюда вытекает острая необходимость в обосновании выбора конкретных элементов системы управления и обеспечения их совмести­мости. К примеру, многие промышленные предприятия создали в своей структуре отделы маркетинга, основной задачей которых стало изучение рынка. Однако функции, полномочия, ответственность других подразде­лений системы управления при этом изменены не были. В результате "такой рационализации" нарушилась целостность процесса управления, что привело к сбоям в управлении. Кроме того, внедрение маркетинга в форме некоторых его функций (анализ потребностей, прогнозирование рынка, изучение товара и т. п.) не в состоянии дать тот эффект, который обеспечивает применение маркетинга как системы управления. Комп­лексность и целевая ориентация маркетинга должны помимо изучения рынка предусматривать планирование товарного ассортимента, прове­дение инновационных мероприятий для более полного удовлетворения существующих потребностей, управление сбытом продукции, воздей­ствие на организацию и оперативное управление производством. Отсюда видна необходимость изменения деятельности всех подразделений аппа­рата управления, и прежде всего экономического отдела, отдела сбыта, производственного и финансового отделов и т. д. Только при таком под­ходе от маркетинга можно ожидать эффект.

RU/KZ