Новая концепция потребовала пересмотра всех элементов системы управления, главное место среди которых занимают принципы и функции управления. Формулируя их применительно к новым условиям, П. Друкер обращает внимание прежде всего на человеческий или социальный аспект управления. Он подчеркивает, что менеджмент:
- направлен на человека, на то, чтобы сделать людей способными к эффективной совместной работе:
- неотделим от культуры;
- должен формулировать простые и четкие задачи, на решение которых направляет усилия организация;
- имеет важнейшими задачами подготовку и развитие работников;
- формирует коммуникационные связи между людьми и определяет индивидуальную ответственность каждого работника в организации;
- предусматривает, что оценка работы менеджеров не может ограничиваться только производственными показателями, она должна быть многосторонней.
Что касается систем управления, то в новых условиях наибольшее развитие получили два типа:
- управление на основе предвидения изменений;
- управление на основе гибких, экстренных решений.
Новую рыночную концепцию управления в связи с новизной и необычностью взглядов в американской литературе называют "тихой управленческой революцией".
Таким образом, развитие экономики рыночно-предпринимательского типа вызвала волну реформ в управлении как самой экономикой, так и ее важнейшим элементом — производством. Это способствует разрушению традиционно сложившегося единства системы управления экономикой и особенно ее основного звена — предприятия. Проведенный анализ показал, что трудности реформирования управления, сопряженные с рядом кризисных явлений, обусловлены несоответствием сложившейся структуры системы управления экономическому механизму хозяйствования. Отсюда вытекает острая необходимость в обосновании выбора конкретных элементов системы управления и обеспечения их совместимости. К примеру, многие промышленные предприятия создали в своей структуре отделы маркетинга, основной задачей которых стало изучение рынка. Однако функции, полномочия, ответственность других подразделений системы управления при этом изменены не были. В результате "такой рационализации" нарушилась целостность процесса управления, что привело к сбоям в управлении. Кроме того, внедрение маркетинга в форме некоторых его функций (анализ потребностей, прогнозирование рынка, изучение товара и т. п.) не в состоянии дать тот эффект, который обеспечивает применение маркетинга как системы управления. Комплексность и целевая ориентация маркетинга должны помимо изучения рынка предусматривать планирование товарного ассортимента, проведение инновационных мероприятий для более полного удовлетворения существующих потребностей, управление сбытом продукции, воздействие на организацию и оперативное управление производством. Отсюда видна необходимость изменения деятельности всех подразделений аппарата управления, и прежде всего экономического отдела, отдела сбыта, производственного и финансового отделов и т. д. Только при таком подходе от маркетинга можно ожидать эффект.