Россияне считают банкиров несправедливыми

Почти две трети россиян пользуются финансовыми услугами. При этом, однако, уровень финансовой грамотности населения в целом низок, и нет убедительных доказательств того, что люди заинтересованы в улучшении этого. Во многом это связано с тем, что имеющаяся в настоящее время информация о финансовых услугах является сложной и трудной для понимания, по мнению экспертов, которым министерство финансов поручило провести первое базовое исследование уровня финансовой грамотности и компетентности российской общественности.

Минфин и исследовательский центр ЗАО «Демоскоп» опубликовали результаты опроса о финансовой грамотности и компетентности российской общественности. Демоскоп провел опрос в 2012 году в рамках совместного проекта Министерства финансов и Международного банка реконструкции и развития (МБРР) под названием «Повышение финансовой грамотности и развитие финансового образования в России».

Авторы исследования — декан факультета экономической социологии НИУ ВШЭ Диляра Ибрагимова, профессор социологического факультета НИУ ВШЭ Ольга Кузина и генеральный директор Demoscope Михаил Косолапов — постарались как можно подробнее узнать о финансовом положении россиян и источнике их доход, а также насколько велико было неравенство в заработной плате бедных и богатых. Социологи также определили величину государственных сбережений и долгов и проанализировали финансовые и нефинансовые активы людей.

Исследование было проведено в форме общенационального опроса на выборке из 6000 человек. Кроме того, исследования проводились в двух опытных регионах — Волгоградской и Калининградской областях – и двух контрольных регионах — Оренбургской и Ярославской областях. Размер выборки в каждом регионе составил 1500 человек.

Цель исследователей состояла в том, чтобы измерить финансовую грамотность россиян, определить проблемные области и оценить эффективность реализуемых программ. В исследовании идея «финансовой грамотности» включает в себя знания о финансовом рынке и финансовых услугах, а также выбор компетенций:

  • Управление денежными средствами (управление бюджетом, проверка банковских выписок, регулярность сбережений и т. Д.);
  • Долгосрочное планирование (экономия на ожидаемые расходы и дождливые дни, страхование, пенсии, накопления на образование детей и крупные покупки и т. Д.);
  • Выбор между альтернативами (использование финансовых услуг, неформальные формы сбережений и займов, отношение к риску, осведомленность о существующих финансовых продуктах и ​​их характеристиках, источники информации, возможность прочитать договор перед подписанием и т. Д.);
  • Осведомленность (о ситуации в экономике, о новых финансовых продуктах и ​​услугах, а также об изменениях в условиях и стоимости существующих услуг, знания о том, где можно получить независимое финансовое руководство и где подать жалобу);
  • Мотивация.
RU/KZ