Многие автовладельцы использовать свой автомобиль не только как транспортное средство, но и как средство для буксировки прицепа, автомобильного трейлера и т.п. И для того чтобы это осуществлять необходимы фаркопы для легковых автомобилей.
Большинство легковых автомобилей не имеет в штатной комплектации фаркопа, поэтому владельцу авто приходится устанавливать его самостоятельно. Причем вполне рационально желание водителей, состоящее в том, чтобы фаркоп не слишком портил внешний вид автомобиля. И если на внедорожниках фаркоп выглядит более-менее органично, то на обычных автомобилях эта выдающаяся сзади конструкция смотрится не всегда к месту. Поэтому и существует такое большое количество различных конструкций фаркопов, чтобы обеспечивать не только нужное усилие при буксировке, но и минимально менять внешний вид авто.
Существует техническое название фаркопов – ТСУ (тягово-сцепное устройство) шарового типа. А название фаркоп – некое адаптированное к русскому языку иностранное слово, которое, в общем-то, прижилось и используется повсеместно.
Какие функции выполняют фаркопы для легковых автомобилей?
Эта конструкция предназначена для того, чтобы буксировать за автомобилем различные прицепы самых разных модификаций и форм. Помимо этого, при помощи фаркопа можно буксировать автомобили.
Фаркоп должен обеспечивать надежную и жесткую связь между транспортером и прицепом (в любом виде). Но при этом фаркоп должен давать определенную степень свободы, чтобы обеспечивать необходимую маневренность двум транспортным средствам. Именно для этого и используется шаровое крепление, которое способно обеспечить вращение по вертикальной оси.
Помимо этого, через фаркоп идет соединение электрической сети автомобиля и прицепа, для того чтобы осветительные элементы прицепа дублировали все предупреждающие сигналы при выполнении определенных маневров или при торможении.
Фаркопы для легковых автомобилей работают в условиях серьезных нагрузок, так как именно на них приходятся все силы противодействия, которые возникают при буксировке. Одновременно с этим фаркоп распределяет усилия на точки крепления на раме автомобиля.
Поэтому к материалу фаркопа такие серьезные требования. Конструкция должна быть прочной, жесткой. Не должно возникать никаких деформаций во время нагрузок. Основная характеристика ТСУ – максимальное тяговое усилие. И у разных конструкций эта характеристика разная. Максимальное тяговое усилие, которое может быть на ТСУ на легковых автомобилях – 3,5 тонны.
Крепление прицепа при помощи фаркопа должно происходить просто, без всяких инструментов. По сути, это должно быть два-три движения. Но все зависит от того, насколько диаметр шара подходит под диаметр отверстия на прицепе.
Типы фаркопов для легковых автомобилей
Фаркопы условно делятся на две категории:
- Европейские;
- Американские.
Стационарный фаркоп
Для европейских фаркопов характерен размер шара в 50 мм. Именно такие размеры подходят под все отечественные автомобили. Европейские фаркопы для легковых автомобилей могут быть как стационарного, так и съемного типа.
Стационарный фаркоп прикручивается или приваривается к раме или другим элементам кузова авто и после этого уже не снимается. ТСУ такого типа достаточно надежно и равномерно распределяет усилия на раме авто. Но не для всех он подходит по той причине, что фаркопом пользуются не всегда, а торчащая конструкция явно не добавляет эстетики автомобилю.
Следующий тип европейских фаркопов – съемное устройство, которое достаточно просто монтируется и демонтируется. Посадочные отверстия на раме автомобиля в состоянии со снятым устройством незаметны. Поэтому никак не могут влиять на внешний вид авто.
Стоимость таких съемных устройств значительно выше, чем стоимость стационарных ТСУ, а все остальные характеристики, включая жесткость и прочность, совершенно одинаковые.
Еще один тип фаркопов – это те, которые крепятся на специальную площадку, приваренную или прикрученную к раме авто. Это так называемые фланцевые фаркопы. Крепление происходит на двух или четырех болтах.
Что касается соединительных разъемов (розеток), то устройства европейских производителей выпускаются в двух вариантах: на семь и тринадцать разъемов. Но благодаря различным переходникам и адаптерам, европейские розетки можно легко коммутировать с разъемами на прицепном устройстве.
Фаркопы, выпускаемые американскими производителями, конструктивно отличаются от узлов европейских производителей. Помимо этого, есть существенная разница, как в межцентровых расстояниях крепления, так и в диаметре шаров. Если в европейских версиях есть только один диаметр, то у американских версий есть три типоразмера шарового крепления.
Съемный фаркоп
Ближе всего к европейскому стандарту находится шар с диаметром в 50,8 мм. А все отечественные прицепные устройства рассчитаны на 50 мм. На отечественных прицепных устройствах есть определенные допуски, но их порой не хватает, чтобы без усилий надеть прицепное устройство на шар. Существуют и определенные проблемы с разъемами розетки у американских фаркопов. Для того чтобы нормально работали сигналы на прицепе, провода придется перепаивать.
Американские фаркопы отличаются от своих европейских собратьев тем, что конструктивно состоят из четырех частей. Жесткая металлическая рама крепится под задним бампером. Различают 5 основных видов рам, которые рассчитаны под определенные максимальные нагрузки и имеют разные межцентровые расстояния между посадочными отверстиями. Кроме этого отличаются размеры крепежного отверстия под кронштейн, который монтируется к раме. Кронштейн крепится на раме при помощи специального фиксатора. В конструкции может быть специальная блокировка крепления.
На изогнутый кронштейн монтируется шаровое крепление под сцепку. Шар может быть трех диаметров, и для того, чтобы подобрать шар, нужно точно знать модель прицепа. На американских автомобилях, рама под крепление фаркопа входит в базовую комплектацию. И именно по этой раме, затем подбирается кронштейн, а на последний устанавливается шар для сцепки. Рама фаркопа крепится к различным силовым элементам кузова: лонжеронам или продольным балкам.