Впервые: «Академия профессионального развития» провела конференцию для педагогов Чечни

На научно-практическую конференцию «ФГОС общего образования в действии и перспективе. Преемственность в разработке и реализации основных образовательных программ» в Грозном приехало более 200 педагогов из всех районов республики.

Почему мы решили провести мероприятие в Чеченской республике?

Обычно мы выбираем крупный, красивый город и организуем там семинар, конференцию или симпозиум. Участники со всей России собираются в этой условленной точке. В этот раз мы пошли другим путём – впервые не к нам приезжали, на выбранную площадку, а мы выехали, чтобы провести конференцию, так сказать, по месту жительства заинтересованных педагогов.

Нас приняли педагоги МБОУ «СОШ №2 с. Комсомольское Грозненского района» в пригороде Чеченской столицы. Из окон школы открывается потрясающий пейзаж. При виде гор в Грозном появляется всего одна мысль: «Почему мы не проводили здесь мероприятия раньше?»

Мы впервые проводили конференцию для педагогов отдельного региона нашей страны. Чеченская республика – один из динамично развивающихся субъектов, где образование – приоритетная сфера. За последние три года в республике построено 48 новых школ – это весомый показатель в масштабах государства.

– Мы решили провести мероприятие, чтобы у большего количества педагогов Чеченской республики была возможность получить знания из первых уст, от экспертов федерального уровня, – прокомментировал генеральный директор Академии профессионального развития Сергей Минаев. – Как говорил первый президент Чеченской Республики Ахмат Абдулхамидович Кадыров: «Учитель создает нацию!» У каждого региона есть свои особенности. Их нужно учитывать при адаптации федеральных законов. На мероприятиях всероссийского масштаба не всегда у эксперта есть возможность дать советы представителям каждого субъекта. Сегодняшняя конференция – возможность помочь конкретному региону в решении проблем более адресно.

Руководство республики идёт путем повышения качества образования, а значит – обновления технологий обучения. Одна из целей проведения мероприятия – помочь решить проблему использования устаревших учебных программ и методик обучения, обозначенную министром образования Чеченской республики Исмаилом Баутдиновичем Байхановым.

Начальник отдела общего образования Министерства образования и науки Чеченской республики Марет Байалиевна Хататаева поддержала идею конференции и высказала надежду, что она пройдёт не зря для педагогов.

– Мы бы хотелось, чтобы эти курсы не прошли просто так, – отметила Марет Байалиевна. – Хочу, чтобы вы сформулировали вопросы и отправили их нам в Министерство, чтобы мы в дальнейшем пригласили экспертов, которые на них ответят.

О чём мероприятие?

Тему конференции – «ФГОС общего образования в действии и перспективе. Преемственность в разработке и реализации основных образовательных программ» – выбрали сами педагоги Чеченской республики. Здесь в 2014 году начался третий этап развития образования, где в приоритете вопросы повышения качества образования и создания условий для реализации образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС.

Лекции и практикумы провели приглашенные эксперты – руководители подразделений Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования Людмила Николаевна Чипышева и Алексей Вячеславович Кисляков.

– «Стандартам» в этом году ровно 10 лет, их начали вводить в 2008 году, – прокомментировала эксперт Людмила Чипышева. – Для меня «стандарт» – очень важный этап в жизни. Мы планомерно вводим стандарт с 2008 года. Челябинская область сразу включилась в этот процесс. Когда появилась возможность приехать в ваш замечательный город, захотелось поделиться опытом. Специалисты нашего института стараются общаться с педагогами из других регионов как можно больше, так как именно в регионах находится решение задач, которые ставит ФГОС.

Несмотря на такой своеобразный юбилей ФГОС продолжают вызывать вопросы у педагогов особенно при подготовке основных образовательных программ. Возникает ситуация – программа есть, но обучение по ней не ведётся – программа написана «для галочки».

– Образовательные программы не должны быть просто написаны на бумаге, – подтвердил Алексей Кисляков. – Бывает, читаешь образовательную программу сельской школы, там прописаны занятия в бассейне. Спрашиваешь: а где у вас бассейн? А бассейна у них нет.

За 3 дня обучения педагоги получили и теоретическую информацию, и поучаствовали в проектной деятельности и в играх, приготовленных спикерами.

– Такие встречи важные для обмена опытом с регионами, – высказала своё мнение Людмила Чипышева. – Мы, когда ехали, не знали, нужен ли наш опыт. Сейчас я уже для себя прикидываю, на какие вопросы я могу ответы предложить, а на какие – мы поищем вместе.

Во все дни конференции зал был полным. Были опасения, что во время летних каникул и отпусков – педагогов удержать на месте будет непросто, но сомнения развеялись сразу же в первый день на практическом занятии, когда включены в работу были все и с жаром защищали свои проекты.

Что думают участники?

В последний день на рефлексии мероприятия участники рассказали, что они получили от конференции и как смогут применить новые знания:

– Хочется выразить огромную благодарность, потому что три дня этих курсов дали многое. Сейчас все на эмоциях, «факел зажжён», и мы его понесем дальше. Для профессионального роста мы получили то, что нам было необходимо.

– Относительно меня – хотелось уйти из школы в этом году. Чувствую, что происходит профессиональное выгорание. Надоело, хватит, тяжело. Но здесь поняла, что не все еще ресурсы растрачены, хочется продолжать работать. Образовательную программу мы в любом случае сделаем хорошо. Такие курсы дают очень многое – происходит профессиональное общение между коллегами. Давно мы не были на таких творческих профессиональных курсах, где идёт обмен опытом. Спасибо огромное организаторам!

– Еще раз хочу поблагодарить вас за такой плодотворный курс обучения. Я увидела, что наш ЧИПКРО – не хуже экспертов из Челябинска. Это очень радует. Для меня кое-что новое вы внесли. Я постараюсь всё то, что вы преподнесли, заблаговременно до начала учебного года воплотить в жизнь.

– Мы – представители педагогического сообщества, а также как специалисты повышения квалификации, не перестаём учиться. Это состояние, когда ты каждый раз узнаешь что-то новое, соотносишь это с тем, а правильно ли мы идём, в том ли русле развиваемся. Огромное спасибо вам! Уже с первого дня, когда вы начали эту работу и когда провели диагностику, я, как представитель ИПК, сделала свои выводы. Конечно, мы стараемся выстроить свои курсы повышения квалификации в практикоориентированном русле, и, несомненно, опыт ваш и ваши разработки я беру на вооружение, это для нас очень ценно!

RU/KZ